Благодаря усилиям молодых независимых разработчиков, некогда прекрасный, а ныне довольно изуродованный крупными компаниями лик жанра
survival horror потихоньку начинает приобретать привычные нам очертания. Правда от подпольной хирургии, типа
Kickstarter, неприятные последствия все же имеются: отсутствие больших бюджетов и малоопытность авторов привели к тому, что многие вышедшие (относительно недавно)
инди-хорроры уж больно похожи друг на друга. И
Slender, и
Outlast — игры, безусловно, отличные, но эксплуатация идей вышедшей четыре года назад Amnesia: The Dark Descent уже не выглядит хорошим тоном. Да и второсортные проекты, сделанные по тем же лекалам, вроде
Daylight, еще больше усугубляют ситуацию. Поэтому на первый взгляд кажется, что свежая Among the Sleep будет представлять из себя все те же клаустрофобические прятки от монстров, только в роли совсем уж юного героя. Но к счастью, норвежцы из
Krillbite Studio не попали под влияние мейнстрима и выдали нам действительно оригинальный проект.
Жуткий и мрачный хоррор берет начало с очень жизнерадостной сцены: за окном светит яркое солнышко, наш герой (двухлетний пупс) спокойно посиживает на стульчике, а заботливая мама усердно трудится над выпечкой праздничного торта, попутно засыпая нас тоннами сентиментов типа «утибоземой». Однако с наступлением темноты столь благостное настроение резко меняется и уже спустя полчаса мы очутимся в сюрреалистическом мире ночных кошмаров, выбраться из которого можно лишь отыскав пропавшую мать.
Говорящий медвежонок Тедди является нашим постоянным спутником в игре. Вот только говорит персонаж преступно мало, а если и соизволит что-нибудь нам сообщить, то нечто в духе: «Здесь кто-то есть, постарайся не шуметь». Зато его можно использовать в качестве лампыПоиск исчезнувших родственников — завязка довольно тривиальная, да к тому же была мастерски обыграна в другом инди-хорроре Gone Home, так что ожидать от истории Among the Sleep каких-либо откровений явно не стоит. Вообще, сценаристы Krillbite Studio выбрали довольно странную манеру подачи сюжета: развитие он получает исключительно в начале и конце, в результате чего финал проливает свет лишь на «таинственное исчезновение» (что все же цепко держит у экрана), оставляя после себя кучу вопросов без ответа. Впрочем, нам предлагается раскрыть некоторые детали сюжета самостоятельно путем изучения странных образов, рисунков, которые мы наблюдаем по ходу прохождения. Правда, подобное занятие дальше собственных суждений и мыслей никуда не приведет.
Пожалуй, самое безопасное место в мире Among the SleepТем не менее, недосказанность истории все же прибавляет пару очков в мистическую атмосферу игры, которая, собственно, является одним из основных достоинств Among the Sleep. Krillbite Studio не стали прибегать к банальным инструментам запугивания игроков, вроде излюбленных всеми скримеров, а сосредоточились на создании эдакого ясельного Сайлент-Хилла, пугающего не выпрыгивающими из-за угла монстрами, а неясными образами, игрой светотени, мелькающими вдали силуэтами и посторонними звуками. Здесь чертовщина не пускается игроку прямо в лоб, она демонстрирует лишь свою часть, поручая задание поддать страху нашему воображению. Посему самое обычное пальто на вешалке в Among the Sleep способно напугать куда сильнее любого психбольного с окровавленным топором.
И все же стоит признать, что градус напряжения в творении Krillbite Studio заметно ниже, чем в том же Outlast. Первый час игры и вовсе проходится относительно спокойно, если не считать вышеупомянутой сцены с пальто: мы методично исследуем локации с неплохим художественным оформлением, собираем своеобразные ключи от дверей и решаем простенькие головоломки из разряда «подставь стульчик, чтобы добраться до дверной ручки». Однако некое геймплейное уныние и сравнительная беззаботность происходящего неожиданно сменяется динамикой и сильнейшим саспенсом с появлением первого монстра, до этого казавшимся очередным призрачным силуэтом. Тут мы подходим к другому достоинству Among the Sleep — местным чудищам, которым обязаны самые интересные и страшные сцены в игре. Монстров всего двое, но их проработка и общий внешний вид внушают страх даже после прохождения.
Стоит этой бестии засветиться в кадре, как изображение начинает дьявольски рябить, а сердце бешено колотитьсяНо не стоит забывать, что краеугольным камнем Among the Sleep является его главный герой. Ребята из Krillbite Studio весьма умело сумели передать ощущение того, что ты играешь неуклюжим карапузом. Привычные нам предметы, такие как табуретки и столы, кажутся неприступным бастионом, а неспособность оперативно дать по тапкам еще сильнее накаляют обстановку.