БТ-7 — советский колёсно-гусеничный танк периода 1930—1940-х годов. Третий танк семейства советских лёгких танков БТ («Быстроходный танк»). В отличие от своих предшественников БТ-2 и БТ-5, имел сварной корпус несколько изменённой формы и новый двигатель. Вооружение аналогично БТ-5. Выпускался, как и БТ-5, в варианте с радиостанцией и без радиостанции. Всего было произведено 5328 машин.
В январе 1933 года, когда осуществлялась работа над конструкторской документацией танка БТ-5, конструкторское бюро танкостроения Харьковского завода получило задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников.
По документации, предполагалось установить двигатель М-17 (более надёжный, чем М-5), сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличить ёмкость топливных баков и установить башню с 76-мм пушкой. То есть предполагалось создать «ударный колёсно-гусеничный танк дальнего действия». В разработке принимала участие группа конструкторов в составе Фирсова, Бондаренко, Морозова, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова. В начале 1934 года началось производство прототипа, получившего индекс БТ-7. Первый образец был готов к 1 мая 1934 года, второй — к 7 ноября 1934 года.
На первых прототипах БТ-7 устанавливался курсовой пулемёт справа от механика-водителя, а башня имела форму эллипса со скошенной крышей. Проект предусматривал возможность установки существующих на тот момент танковых пушек: 76-мм КТ-28 или ПС-3 и 45-мм образца 1932 года без изменений в конструкции башни. В нише башни располагалась вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 штук 76-мм снарядов, либо радиостанция.
Итоги испытаний
Летом и осенью 1934 года танки прошли полную программу испытаний. Комиссия посчитала, что курсовой пулемёт для машины с экипажем в 3 человека является лишним, а башня имеет недостаток из-за несовместимости пулемёта с башней. В итоге в начале 1935 года в серийное производство был запущен танк с более простой башней от танка БТ-5. Однако в целом от идеи колёсно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались, и со стороны ГАБТУ заводу было поручено разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4.
Модель 1935 года
Корпус серийного БТ-7 выпуска 1935 года представлял собой жёсткую коробчатую конструкцию с двойными бортовыми стенками, удлинённой суженной закруглённой передней частью и трапециевидной тыльной частью. Корпус собирался из броневых и стальных листов, преимущественно сварным способом, реже клёпаным. Наружные стенки были съёмными, внутренние представляли собой 4-мм стальные листы. Корпус танка держался на восьми пружинных рессорах (свечах): двух горизонтальных и шести вертикальных. Вертикальные рессоры располагались между бортовыми листами и внутренней стенкой корпуса. Горизонтальные — внутри корпуса в боевом отделении танка. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих колёс. При движении на колёсном ходу передняя пара катков становилась управляемой, а задняя пара — ведущей. При гусеничном ходу руль убирался и укладывался в отделении управления.
В тыльной части располагались карбюраторный V-образный 12-цилиндровый двигатель М-17Т мощностью 400 л. с., 4-скоростная коробка передач, многодисковый сухой главный фрикцион, бортовые фрикционы и передачи, гитары (для привода колёсного хода), тормоза, а также топливные баки (два по бокам между бортовыми листами и один в корме).
45-мм танковая пушка 20-К образца 1934 года и спаренный с нею пулемёт ДТ размещались в башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей. Кормовые и зенитные пулемёты, а кроме того, и радиостанции 71-ТК с поручневой антенной, устанавливались на части танков. В экипаж входило 3 человека: командир (наводчик), заряжающий и водитель-механик.
Модель 1937 года
Выпуск БТ-7 с конической башней начался в 1937 году. Вооружение танка не изменилось, но боезапас возрос на 44 снаряда (он достиг 188, а в танках с радиостанцией — 145 снарядов). На всех линейных танках устанавливался пулемёт ДТ в кормовой нише. Танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, устанавливаемыми на маске пушки для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемёта в ночное время. Позже аналогичные фары ставили и на танки более ранних выпусков. На смену четырёхскоростной коробке передач пришла трёхскоростная. Были внесены изменения в трансмиссию и усилены пружины балансирных подвесок ведущих колёс колёсного хода. В 1938 году на подвесках были убраны резиновые бандажи. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали повсеместно заменять на мелкозвенчатую. Толщина лобовой брони БТ-7 в ходе модернизаций достигла 22 мм, а боевая масса возросла до 13,9 т.
Производство БТ-7:
- 1934 — 1 (прототип с эллиптической башней)
- 1935 — 500, приняты РККА
- 1936 — 1056, из них РККА приняла 1044 и 12 — НКВД
- 1937 — 639, из них РККА приняла 628 и 11 — НКВД
- 1938 — 1217, из них РККА приняла 1098 и 119 — НКВД
- 1939 — 1397, из них РККА приняла 1336, НКВД — 46 и 15 поставили в Монголию
- 1940 — 1, РККА не принимался. Вероятно передан заводу № 183 для опытных работ
Итоговый выпуск составил 4811 танков, из которых РККА получила 4606, НКВД — 188 и Монголия — 15
Артиллерийский танк БТ-7А
Прообразом создания артиллерийского танка послужил изготовленный в 1934 году прототип БТ-7 с 76-мм пушкой в эллиптической башне. С 1936 года параллельно с основной модификацией выпускались артиллерийские танки БТ-7А с башней увеличенного размера с 76-мм пушкой КТ-28 образца 1927/32 годов и тремя пулемётами ДТ, один из которых располагался в шаровой установке справа от пушки, второй — в дверке ниши и третий — в зенитной установке П-40. Боекомплект танка состоял из 50 выстрелов и 40 у танка с радиостанцией (всего изготовили 11 машин), 3339 патронов. В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-11 и Ф-32. Всего в 1936-1937 было выпущено 154 танка БТ-7А, но 21 из них получил стандартную башню от БТ-7 с 45-мм пушкой.
В связи с установкой башни Т-26-4 с 76-мм пушкой в корпус танка были внесены некоторые изменения: увеличен диаметр отверстия в подбашенном листе, срезаны углы колпаков над радиатором и изменено крепление сеток колпаков; утоплены в крыше регулирующие стаканы первой пары опорных катков; изменена укладка боеприпасов в корпусе. Башня Т-26-4 — сварная, имела форму цилиндра с овальной нишей сзади. Её корпус состоял из двух полукруглых листов (переднего и заднего), крыши и ниши. Оба полукруглых листа сваривались встык друг с другом. Стыки листов с наружной стороны защищались броневыми накладками. Передний лист имел большое прямоугольное отверстие для установки пушки, две смотровые щели и два круглых отверстия для стрельбы из револьвера. С правой стороны отверстия для пушки был вварен цилиндр, в донышко которого устанавливалось яблоко для пулемёта. В средней части крыши башни находился большой прямоугольный люк, предназначавшийся для посадки экипажа. Узкой планкой он разделялся на две части, закрывавшиеся сверху крышками. В башнях с зенитной установкой вместо правой крышки размещалось её основание и поворотный круг. В передней части крыши находились четыре круглых отверстия: справа впереди — для командирской панорамы, слева сзади — для флажковой сигнализации, в центре, над казённой частью орудия — для вентилятора и слева — для перископического прицела. В задней части башни имелось отверстие для установки антенны.
- БТ-ИС-7 — с приводом на шесть колёс (только проект).
- БТ-СВ-2 «Черепаха» — с новой формой бронекорпуса и башни.
- КБТ-7 — командирский танк с неподвижной рубкой вместо башни.
- Огнеметный БТ-7, был переделан из танка обр.1935 г. в конце 1940 - начале 1941.
- ОТ-7 (ОП-7) — огнемётный танк. Переделан из БТ-7М. По имеющимся фотографиям можно судить, что он имел мотор М-17Т, как на БТ-7М для НКВД.
- ХБТ-7 — химический танк, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы.
- ТТ-БТ-7 и ТУБТ-7 — радиоуправляемые танки (телетанки).
Также испытывались различные приспособления для повышения проходимости — болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т. д.
Боевое крещение БТ-7 получил в сражении у озера Хасан входя во 2-ю механизированныю бригаду. Затем массово участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад, причём последняя совершила 500-километровый марш к месту боевых действий на колёсах. В целом танки получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащённость средствами связи. Маршал Г. К. Жуков позже отмечал их недостатки из-за неудобства применения этих танков на песчаном грунте на колёсах. Все эти недостатки подтвердились в польской кампании в сентябре 1939 года и в войне с Финляндией.
С другой стороны, танк не имел себе равных в манёвренности. Танк стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск. Но, тем не менее, в конфликте у озера Хасан был безвозвратно потерян один БТ-7, ещё 48 были уничтожены в боях у реки Халхин-Гол (включая один БТ-7 артиллерийский), 2 машины стали жертвами Освободительного похода в Польшу и 96 — Советско-Финской войны.
14 БТ-7 артиллерийских странным образом исчезли из списка боевых машин ПриВО в начале 1941 г. Возможно их передали учебным заведениям для подготовки экипажей на Т-34.
Что касается БТ-7М, то основная их часть поступила на вооружение моторизованных дивизий и отдельных батальонов связи механизированных корпусов первой волны формирования. Так, к началу ВОВ, из имевшихся в КОВО 201 танка, 195 были в 81-й мд и 6 - в 184-м обс 4-го мехкорпуса. 169 машин ОдВО числились в 15-й мд 2-го мехкорпуса. 3-й мехкорпус имел 11 танков, 6-й - 40, в том числе 6 - в 185-м обс. 7-й мк МВО имел в 1-й мд 205 БТ-7М и 6 - в 251-м обс. Так же эти танки имела 9-я тд САВО, которая получила батальон из 50 танков, переданный из 1-й мд. Были БТ-7М и в ВУЗах: 16 машин числились в Ульяновском БТУ, 3 - в ВАММ и один - на ЛБТКУКС. Кроме того, 2 танка находились на НИАБТ Полигоне, 5 - на рембазе № 7, 1 - на з-де № 183; местонахождение оставшихся двух танков, включая ОТ-7, пока неизвестно. Скорее всего они были на артиллерийском и химическом полигонах.
Слабая броневая защита корпуса не позволяла без катастрофических потерь использовать танки БТ в контрударах и во встречных танковых боях лета 1941 года(Pak 35/36). Броня лёгких танков БТ и Т-26 пробивалась всеми орудиями танков и бронемашин вермахта, а так же бронебойными патронами винтовок и ручных пулемётов(Mauser 98). Во многих случаях танки БТ уничтожались на дистанциях, когда 45-мм пушка 20-К ещё не могла нанести танкам противника урон(2 cm KwK 30). Из-за этого лёгкие танки часто использовались как самоходные орудия, ведущие бой из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, что увеличивало живучесть танка и позволяло подпустить вражеский танк на дистанцию, когда была возможность с близкого расстояния пробить броню вражеского танка и отразить атаку, не потеряв танк. Но при использовании танки БТ серьёзно проигрывали танкам Т-26, обладая громадным по сравнению с ними расходом топлива, большей заметностью, большей шумностью, сложностью в обслуживании и эксплуатации.
Танк БТ-7 был хорошо известен в РККА. На него было подготовлено много опытных экипажей. Танк нравился танкистам, несмотря на то, что БТ-7 последних модификаций вызывали в войсках много нареканий, связанных с техническими недоработками.
Многие танкисты, используя опыт и возможности машины, добились больших успехов на БТ-7. Например, 23 июня 1941 года, на второй день Великой Отечественной войны, танк БТ-7 под командованием сержанта Найдина из засады полностью разбил колонну немецких танков. Было уничтожено 12 танков и 10 орудий. В течение этого дня танк Найдина подбил ещё 3 танка.
Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944 году. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. Например, в составе 6-й гвардейской танковой армии, совершившей бросок через Большой Хинган, было около 211 БТ-7. Японские танки в 1945 году соответствовали по классу танкам БТ. Отсутствие насыщенности японской обороны противотанковыми средствами позволило с успехом провести рейды и охваты противника, на которые танки БТ и были рассчитаны. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.
По совокупности основных оценочных параметров — вооружения, маневренности — БТ-7 можно признать удачными танками 1930-х годов.
Вооружение лёгких танков БТ и Т-26 на июнь 1941г уже не соответствовало поставленным задачам. 45-мм пушка 20-К позволяла вести борьбу с пехотой противника и его лёгкой бронетехникой. Но против средних PzKpfw III и тяжёлых PzKpfw IV немецких танков, а так же лёгких LT vz.35 и PzKpfw II бронебойный снаряд пушки 20-К был бессилен или пробивал лобовую броню на предельно малой дистанции. ОФ снаряд БТ-7 не позволял бороться с окопавшейся пехотой противника. Снаряд БТ превосходил по фугасному воздействию 20-мм снаряд PzKpfw II и тем более пулемёт PzKpfw I. Примерно соответствовал 37-мм снаряду PzKpfw III ранних выпусков. Уступал 50-мм снаряду PzKpfw III модификации Ausf. F и выше. Существенно уступал 75-мм снаряду PzKpfw IV.
Ощутимым был и тот факт, что за пять лет серийного производства конструкцию БТ-7 достаточно хорошо отработали. Вполне удовлетворительной была и техническая надёжность танка (разумеется, при нормальной эксплуатации).
Вместе с тем, эксплуатация танка в войсках выявила ряд недостатков. Часть из них устранялась в процессе серийного производства, часть же была характерна для танков с колёсно-гусеничным движителем, и являлась поэтому неустранимой. Основные нарекания вызывал двигатель М-17, в основном из-за его невысокой надёжности. Фактически, в танковое производство в ряде случаев направлялись двигатели, признанные военной приемкой непригодными для установки на самолеты, либо списанные из авиации. Это приводило в том числе и к таким анекдотическим ситуациям, когда танк БТ предписывалось заводить только в присутствии снаружи члена экипажа, держащего наготове огнетушитель - двигатель мог загореться сразу после пуска. К тому же значительной проблемой отечественного двигателестроения было стремление обеспечить количественные показатели. За счет использования малоквалифицированной рабочей силы, регулировка двигателя осуществлялась неквалифицированно, из-за разрегулировки ГРМ имели место частые случаи встречи клапанов с поршнями. Карбюраторный мотор был к тому же очень «прожорливым» — за высокие показатели мощности и запаса хода приходилось платить большим расходом ГСМ. Общая ёмкость всех бензобаков составляла 790 л, а расход топлива на 1 км при движении на колёсах достигал 1,5—1,6 л, но этот недостаток в целом был устранимым, и был полностью решён в модификации БТ-7М, обладавшим уникальным по тем временам дизельным танковым двигателем — В-2 мощностью 500 л. с.. Хуже обстояло дело со специфическими недостатками колёсно-гусеничной схемы. Резиновые бандажи при движении на колёсах по шоссе с твёрдым покрытием (таким как булыжник или асфальт) начинали разрушаться уже после 100 км пробега. Значительная часть забронированного объёма «съедалась» за счёт двойного борта. Основным же неустранимым недостатком можно считать высокую сложность привода колёсного хода, который к тому же при движении на гусеницах вообще являлся бесполезным грузом. Кроме того, при испытании на НИИБТ-полигоне в Кубинке было выявлено, что на практике переход с гусениц на колёса и обратно занимает около часа, в то время как в руководстве службы значилось 25—30 минут.
Классификация: Легкий танк
Боевая масса, т: 14,2
Компоновочная схема: Классическая
Экипаж, чел.: 3 человека
ТТХ (БТ-7 обр. 1935 г.) | Огневая мощь | Бронирование | Подвижность |
Калибр и марка пушки | 45-мм 20-К обр. 1934 г. | Тип брони | стальная катаная гомогенная | Тип двигателя | V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т |
Тип пушки | нарезная | Лоб корпуса (верх), мм/град. | 22 / 18° | Мощность двигателя, л.с. | 400 |
Длина ствола, калибров | 46 | Лоб корпуса (середина), мм/град. | 15 / 60° | Удельная мощность, л.с./т | 28,8 |
Боекомплект пушки | 172 выстрела | Лоб корпуса (низ), мм/град. | 15—22 / 0—60° | Скорость по шоссе, км/ч | 52 на гусеницах, 72 на колёсах |
УВН(углы вертик. наводки), град. | -8…+25° | Борт корпуса, мм/град. | 15+4 / 0° | Скорость по пересечённой местности, км/ч | 20 |
Прицелы | телескопический ТОП-1 обр. 1930 г., перископический ПТ-1 обр. 1932 г. | Корма корпуса (верх), мм/град. | 10 / 55° | Запас хода по шоссе, км | 375 на гусеницах, 460 на колёсах |
Пулемёты | 1—2 x 7,62-мм ДТ | Корма корпуса (середина), мм/град. | 13 / 10° | Тип подвески | подвеска Кристи |
| | Корма корпуса (низ), мм/град. | 13 / 58° | Удельное давление на грунт, кг/см2 | 0,85 на гусеницах |
| | Днище, мм | 6 | Преодолеваемый подъём, град. | 42° |
| | Крыша корпуса, мм | 10 | Преодолеваемая стенка, м | 0,75 |
| | Лоб башни, мм/град. | 15 / 0° | Преодолеваемый ров, м | 2,5 |
| | Маска орудия, мм/град. | 20 / 0° | Преодолеваемый брод, м | 1,2 |
| | Борт башни, мм/град. | 15 / 0° | | |
| | Корма башни, мм/град. | 15 / 0° | | |
| | Крыша башни, мм/град. | 10 / 85—90° | | |
1. Скачайте архив с картой
2.1.Откройте выполнить и в пустое (или непустое) поле впишите %appdata% (Если у вас нет выполнить, переходите к пункту 2.2)
2.2. перейдите по данному пути : C:\Users\Имя Пользователя\AppData\Roaming\.minecraft\saves
3.Скиньте папку с именем из скачанного архива в папку saves
4.Запустите Minecraft
5.Наслаждайтесь!
Скачать карту с танком:
bt-7.rar
[801,73 Kb]